Валерий Кодачигов
07.06.2016

Интернет-роумингом пользуется 15,9% российских абонентов, выезжающих за рубеж, следует из результатов опроса, проведенного Telecom Daily в мае 2016 г. Эта доля за год выросла втрое – еще в мае 2015 г., по данным Telecom Daily, дата-роумингом пользовалось 5,4% выезжающих за рубеж абонентов, почти столько же, сколько и в 2014 г. (5,2%). Доля российских абонентов, пользующихся голосовой связью в международном роуминге, практически не изменилась: в 2014 г. она составляла 58,5%, в 2016 г. – 57,8%.

Лидером по пользованию интернет-роумингом оказался "Вымпелком". Каждый третий его абонент, выезжавший за границу, выходил в интернет с помощью его sim-карты – за два года эта доля выросла на 29,1 п. п. до 36,4%. У "Мегафона" дата-роумингом за границей пользуется 13,5% подписчиков, на 6,4 п. п. больше, чем в 2014 г. Далее следуют Tele2, у которой 8,2% абонентов пользуются международным интернет-роумингом (рост за два года – на 5,7 п. п.), и МТС – 5,3% (прирост – на 0,8 п. п.).

По мнению гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, резко нарастить долю пользователей услуги помогло изменение тарифной политики операторов. Дело не только в снижении цен на дата-роуминг – тарифы стали понятнее и прозрачнее, абоненты начали больше доверять предложениям операторов и уже не боятся получить огромный счет по возвращении из-за границы, считает Кусков. Наибольшая доля пользователей интернет-роуминга у "Вымпелкома" потому, что компания предложила простой тариф с достаточно большим количеством трафика (40 Мб в день плюс 5 руб. за каждый мегабайт сверх лимита), альтернативы которому у оператора нет, говорит он.

В конце мая аналогичные предложения анонсировали "Мегафон" и МТС, однако исследование проводилось до того, как ими успел кто-либо воспользоваться, замечает Кусков, так что в ближайшее время доля пользователей интернет-роуминга может вырасти и в базах других операторов.
По мнению Кускова, рост спроса на интернет-роуминг также связан с популярностью мессенджеров. По данным опроса, год к году количество их пользователей выросло примерно на треть, рассказывает он. Используя мессенджеры, люди экономят на голосовой связи и sms, замечает Кусков.

Telecom Daily ошибается в разы, не согласен с ее выводами представитель МТС Дмитрий Солодовников. По его словам, данные исследования уже не актуальны – с сегодняшнего дня у МТС появляются три новые безлимитные опции, действующие в 17 странах мира. За 400 или 600 руб. в день пользователь получает возможность скачать первые 100 Мб или 200 Мб на максимальной скорости, а затем скорость падает до 128 Кбит/с, рассказывает он. Интернет-доступ без ограничений по скорости в роуминге стоит у МТС 1500 руб. в день.

Представитель "Вымпелкома" Анна Айбашева, напротив, называет результаты опроса Telecom Daily закономерными. Рост доли пользователей дата-роуминга действительно связан с пакетным тарифом с низкой базовой стоимостью мегабайта, согласна она. Турпоток за рубеж снижается, но потребление голосовых услуг и интернета в роуминге в майские праздники росло, отмечает Айбашева. По ее словам, в это время количество пользователей интернет-роуминга выросло год к году на 31%, а общий интернет-трафик увеличился на 26%. При этом длительность исходящих звонков в роуминге на абонента в среднем выросла вдвое, утверждает Айбашева. Влияние мессенджеров на интернет-трафик пока не очень значимо – подавляющей части выезжающих за рубеж важно и наличие обычной голосовой связи по доступной цене, считает она.

Представитель "Т2 РТК холдинга" (Tele2) Константин Прокшин согласен с выводами Telecom Daily. Доля абонентов Tele2, пользующихся международным интернет-роумингом, растет из-за низких цен, при том что оператор не навязывает безальтернативных тарифных опций и пакетов, утверждает он. Популярность дата-роуминга растет также благодаря увеличению проникновения смартфонов, которые все чаще используются для общения в социальных сетях и мессенджерах, рассказывает Прокшин.

Телекоммуникационный рынок изменился и время запретительных тарифов на международный роуминг в прошлом, замечает представитель "Мегафона" Юлия Дорохина. Рост потребления, по ее словам, связан с целенаправленным снижением цен.