Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Закрыть и перейти на сайт ComNews.RU
Новости Редколонка Точка зрения

Ср, 21.02.2018

Полная версия сайта   

 Поиск
USD 56.52 EUR 69.89
21 февраля 2018 года, Ср

Олег Копицын, заместитель генерального директора по стратегии и развитию "МаксимаТелеком"

23.05.2016

"На основе собственной технологии мы впервые в мире реализовали особую парадигму доставки сигнала на движущиеся объекты и запустили высокоскоростной бесплатный wi-fi в метро", - Олег Копицын, заместитель генерального директора по стратегии и развитию компании "МаксимаТелеком" рассказал о бизнес-модели, способах монетизации и самых интересных кейсах.

https://youtu.be/7_GWDJ1AUpY
Текст видеоинтервью

Андрей: Здравствуйте, уважаемые телезрители, в эфире программа «Телеком эксперт» и ее ведущие  Андрей Яценко и Ольга Сигида.

Ольга: Представлю вам нашего гостя. Это Олег Копицын, заместитель генерального директора по стратегии и развитию компании «МаксимаТелеком».

Андрей: «Максима Телеком» оказывает услуги Wi-Fi в метрополитене. Проект, думаю, очень сложный, очень интересный. Как вообще в подземке может работать связь, если там 3G не работает? Проекту 3 года, вы сами его создали, реализовали, расскажите, как это все происходило?

Олег Копицын: Начнем с идей. У нас появилась технология, которая позволяет качественно передавать данные на движущихся объектах. Мы вышли с предложением в метрополитен, в департамент транспорта. Они это предложение поддержали. Понятно, что в медиаполе тогда уже ходили слухи о конкурсах, в которых должны были участвовать и не участвовали сотовые операторы.

Мы предложили альтернативное решение, технологически совершенно другое. Нас поддержали в реализации пилота, котором действовал Wi-Fi. В этом поезде прокатилась делегация, человек 20, у каждого был iPad с YouTube. Они были очень удивлены, но у всех одновременно этот YouTube прекрасно работал. Соответственно объявили новый аукцион. Мы внимательно просчитали бизнес-модель, сделали определенные предположения, рассказали, как работает эта технология, и эти требования были учтены.

Андрей: Метрополитен вас сам позвал оказывать Wi-Fi в поездах или сначала реализовали, а потом пришли в метрополитен и предложили?

Олег Копицын: Метрополитен на нас не выходил. Мы вышли с идеей сделать проект по-другому, мы продемонстрировали, как это работает, и после этого был аукцион, в котором мы одержали победу в гордом одиночестве.

Андрей: При этом какие-то операторы сотовой связи тоже запускали пилотный проект наравне с вами, показывали?

Олег Копицын: Они это делали до нас, и эти пилоты были признаны неуспешными.

Ольга: Вы достаточно много говорите о том, что это новая технология. Можно подробнее, что это за технология, чем она отличается, это собственная разработка или вы взяли чей-то опыт?

Олег Копицын: Эта парадигма новая. В принципе, как можно доставить сигнал в поезд? Можно засветить снаружи поезда, я имею ввиду на конечное устройство светить снаружи поезда. Но это не эффективно, он движется, это экранирование корпуса подвижного состава. А можно засветить со станции, например, в поезда, но в поезде уже стоит приемное устройство с внешними антеннами что, безусловно, улучшает сигнал, но не гарантирует его доставку, т.к. в Москве перегоны длинные. Третья парадигма, которую мы применили - это базовая станция в туннеле.

Андрей: Через какое-то расстояние?

Олег Копицын: Да, среднее у нас - 600 метров, максимальное - 900 метров.

Андрей: Получается у вас антенны в поездах стоят в каждом вагоне или на поезд выходят?

Олег Копицын: Нет, на поездах плавниковые антенны стоят, на головных вагонах по две на вагон. Выглядят примерно, как на автомобилях GPS плавнички сзади. Самое интересное - что тут нового, сама парадигма доставки сигнала в поезд такая была применена чуть ли не впервые. По крайней мере, на тех технологиях, которые были у нас - точно впервые в мире. Мы сделали первыми в мире высокоскоростной бесплатный Wi-Fi в подвижном составе в метро.

Андрей: Если с технической точки зрения посмотреть: 8 вагонов в каждом поезде, у вас один канал на поезд идет, потом этот канал расходится на 8 вагонов. На каждый вагон сколько Мбит приходится? Сколько поезд потребляет?

Олег Копицын: Дорасскажу именно про технологию. Каждый головной вагон, он же хвостовой, оборудован приемными устройствами, которые получают сигнал из туннеля. Соответственно активный головной вагон выбирается в зависимости от уровня сигнала на его устройстве. Т.е. это динамический процесс и именно одна из фишек технологии в том, что это происходит автоматически.

Андрей: Т.е. как он договорится с базовыми станциями, которые в туннеле.

Олег Копицын: Да. Дальше формируют этот сигнал в пике до 100 Мбит в секунду. На поезд в среднем 70 Мбит.

Андрей: Стабильно на поезд?

Олег Копицын: Стабильно, это средняя скорость, которая есть всегда. Она распределяется в зависимости от количества клиентов в каждом вагоне, нет какого-то фиксированного количества на вагон или количества Мбит на пользователя, мы не можем ограничивать меньше чем 1 Мбит в секунду, но сейчас нет ограничений вообще. Нам приходят скриншоты довольных пользователей, которые намеряют 40 Мбит и больше. Я сам намерял 42 Мбит.

Андрей: Перед закрытием метро, наверное, когда никого нет?

Олег Копицын: Нет, примерно в 8:30, вагон был не очень полный, но и не пустой.

Андрей: Т.е. вы даете 70 Мбит на поезд и не режете, каждый абонент может взять свой контент и скачать, и отдать другому?

Олег Копицын: Дальше у него только ограничения девайса, радиообстановка.

Андрей: Идеи создания этой инфраструктуры в мире нет или уже где-то применяется?

Олег Копицын: Идеи были, реализации не было. Единственное, что мне известно из похожего, в Сеуле построен Wi-Fi, он платный, по слухам работает не очень хорошо, и базовая технология все-таки WiMAX, она ближе к сотовым сетям, а у нас немного другое.

Андрей: И ловит, наверное, только на открытом пространстве?

Олег Копицын: Нет, тоже в туннеле. На открытом пространстве 3G, как мобильные операторы у нас пилотировали, можно поставить такое решение, просто качество будет заведомо хуже.

Ольга: В данном случае лицензии необходимы, частоты согласовываются?

Олег Копицын: На наш проект специально оформлялось разрешение государственной комиссии по радиочастотам на эксплуатацию частот, на которых мы работаем: 5 Ггц в туннелях метрополитена.

Андрей: В поездах 2 и 4?

Олег Копицын: Да.

Андрей: Это инфраструктура требует оборудования, вас поддержал какой-то производитель, разработал что-то инновационное? Вы тендер устраивали между производителями?

Олег Копицын: Да, мы устраивали тендер по всем частям. Большой челендж был между поездом и туннелем, там мы пилотировались двумя производителями, потом пилотировались еще с третьим. Просто пробовали. Соответственно выбрали то, что лучше подошло.

Андрей: Вы создатель и генератор идеи, вы просто отдали идею производителю, реализовали эту технологию, и сейчас производители могут продавать эту технологию в разные метрополитены городов мира?

Олег Копицын: Могут, но тут второй вопрос: покупают ли метрополитены мира? Метрополитены совершено не покупают оборудование, оно им не нужно.

Ольга: Им нужна вся технология?

Олег Копицын: Все они спрашивают, как это монетизировать? Ни одного еще не было по опыту. Мы с вендерами в хороших теплых партнерских отношениях, поэтому они сами говорят, что бывают на конференциях, пытаются продать, но без нас не покупают.

Андрей: Это, наверное, ключевая идея, вы оказываете услугу доступа в интернет бесплатно, но, тем не менее, вы зарабатываете деньги на рекламном контенте?

Ольга: Расскажите, как вы это монетизируете?

Андрей: Как эта идея пришла, и как вы аккредитируете контент в свои устройства доставки?

Олег Копицын: Сначала, когда мы просчитывали первую бизнес -модель, мы условно думали: просто реклама, понятно, какой будет траффик в сети, понятно, сколько баннеров мы покажем, понятно, какие цены на рынке. Помимо этого, это второй компонент телеком-услуги, сдача в аренду темного волокна, которого у нас более чем достаточно.

Андрей: Между станциями?

Олег Копицын: Базовые станции в принципе подключены к нему, но у нас собственная оптическая магистраль, которая тоже является телеком-активом, которую можно использовать. Соответственно два этих компонента создавали определенную бизнес-модель. Что тут важное сказать? Один компонент не работает в любом случае. С ходом эволюции понятно, что немного бизнес-модель изменилась, хотя мы были достаточно точны. С точки зрения затрат мы вообще попали в яблочко. Расхождение бизнес-модели и затрат на проект на момент завершения стройки 1%. Было очень интересно, никто такой проект не делал, но на основе тех метрик, которые мы получили на пилоте, нам удалось.

Андрей: Удалось, наверное, потому что это типовой проект: типовые вагоны, типовые поезда и туннели?

Олег Копицын: К сожалению, нет. Все туннели разные, их в сечении как минимум четыре. У подвижного состава есть пять больших типов, сейчас уже шесть, а внутри них еще подтипы. Соответственно все это проектировалось и строилось в некотором смысле одновременно, т.е. проектные решения согласовывались быстро и начинали строить. Дальше проектную документацию дооформляли. Много было всего, но те резервные риски, которые были заложены и тот объем рисков, который выстрелил, они удачно схлопнулись, и мы не превысили бюджет.

С точки зрения доходов: была развилка делать или не делать портал, были определенные рекомендации экспертов показывать рекламу и не беспокоиться. Мы сочли, что обязательно надо пользователю дать дополнительные возможности, потому что только реклама и переадресация куда-то дальше - это концепция трубы фактически. Мы вроде должны быть прогрессивные яркие представители, а получается, что обычная труба. Поэтому мы придумали портал.

Первая версия была неким лендингом, чтобы посмотреть конверсию по разным разделам сервиса, и с учетом опыта, который мы накопили на этом первом этапе, работать дальше. 1 января 2015 года мы запустили вторую версию портала. Так и называется портал 2.0. Он уже полноценный, это платформа с личным кабинетом, которая кастомизируется под пользователя и под контекст потребления. Для метро он один, для Шереметьево - другой, для аэроэкспресса - третий и для каждого пользователя он свой. Как минимум блоки контента идут в зависимости от интересов, которые пользователь указал. Плюс женская или мужская версия.

Андрей: Как вы это видите?

Олег Копицын: Спрашиваем.

Ольга: На этом портале не только какая-то информационная часть? Заказы можно какие-то делать?

Олег Копицын: Основная часть там витрина, маркет. Есть радио, видео и постоянно придумываются новые сервисы. Сейчас, например, запустили пополнение контента.

Портал я более-менее описал, его задача дать максимум пользы для клиентов. Его концепция - предоставить одновременно инструменты скоротать время - такие как новости, видео и т.д. плюс инструменты, чтобы сэкономить время, такие как пополнение карты «тройка» и другие сервисы спонтанного спроса.

Андрей: Могли бы вы сопоставить, что вы хотели сделать в 2013 году на этом портале,  и что сейчас реализовано? Сильная ли произошла трансформация?

Олег Копицын: В 2013 году мы не до конца представляли, что будет именно так. Наш опыт накопленный сформировал конечный продукт и продолжает его формировать. Тут сложно, ориентируемся в том  числе на анализ рыночных трендов.

Андрей: Т.е. вы достаточно динамично двигаетесь под структуру рынка и ищите, где монетизировать любой контент, который на этом портале есть.

 Олег Копицын: На тренды тоже смотрим, но больше на то, что пользователям нужно, на их отзывы.

Ольга: В ваш департамент, наверное, и поступают эти отзывы? Обратная связь?

Олег Копицын: Обратная связь чаще поступает в дирекцию качества. У нас есть такая дирекция, занимается поддержкой пользователей, тестированием программ нового обеспечения и в общем отвечает за пользовательский опыт. Это единая точка входа, откуда дальше идеи обрабатываются.

Андрей: С рынка приходит много идей?

Олег Копицын: С рынка, как правило, поступают мне, практически ежедневно.

Андрей: Сейчас спустя 3 года «МаксимаТелеком» ищет себе контент в рекламу или рекламные компании приходят к вам и сами предлагают?

Олег Копицын: Как говорит наш генеральный директор Борис Вольпе: «Это такая вещь, которая сама себя не продаст». Конечно, спрос есть, доверие к продукту есть, но вместе с тем процесс продаж необходим, мы ведем его очень активно и по всем направлениям, с клиентами, с агентствами, с сейлерами.

Ольга: А в этом есть инновационные технологии, что-то применяли новое?

Олег Копицын: Много. Один из интересных кейсов - таргетирование с помощью данных клиента. Например, делали для одного из банков: загружали номера телефонов его клиентов, которые подключили его услугу мобильный банк, но не установили приложение.  Рекламировали им установку этого приложения, и конверсии были сумасшедшие.

Андрей: В момент, когда он проходит активацию, вы телефон сверяете с этой базой и даете ему баннер?

Олег Копицын: Да.

Андрей: Т.е. узкое таргетирование?

Ольга: Причем эффективность можно тут же последить, понять?

Олег Копицын: Совершенно верно. Эффективность там прослеживается до конечного результата, до исполнения целей компании, повышения количества установок приложения. Это один из существенных плюсов. Другой плюс инновационность: лучший эффект взаимодействия с пользователем. Например, делали рекламу пилки «Шо», эта реклама заставляет телефон вибрировать в процессе показа ролика. Инновация привлекает внимание, уровень досмотра этой рекламы до конца резко подскочил.

Ольга: Вы что-то сами предлагаете клиентам?

Олег Копицын: По-разному. Наши основные клиенты работают все-таки с сетевыми агентствами, в которых есть специальные подразделения, которые генерируют этот креатив. Конечно, мы говорим о тех возможностях, которые у нас есть, потому что мы имеем доступ к этой аппаратной части телефонов, у нас есть таргетирование, профилирование и мы можем сверятся с их базой.

Андрей: Уже совместно используете все возможности, которые есть? Каждый раз удивляешься, сколько всего нового появляется. Олег, когда идет доставка рекламы, возникает традиционный негатив у пользователей? Недавно по этой причине вы ввели отказ от рекламы?

Олег Копицын: Это была одна из причин. Одна из интонаций сообщений была: «показывайте рекламу, но дайте возможность ее не смотреть». Этих людей, конечно, немного, в принципе не много людей, которые готовы платить за то, чтобы не смотреть рекламу.

Андрей: Но все-таки вы реализовали такую возможность для абонентов, которые не хотят смотреть рекламу и предоставили сервис компенсации?

Олег Копицын: Да и эта услуга достаточно востребована, уже несколько десятков тысяч подписчиков. Она действительно удобная. У меня два телефона, и на одном из них есть такая услуга и работает реально как дома, так и в офисе.

Андрей: Заходишь, Wi-Fi сразу включается и работает?

Олег Копицын: Да и можно звонить. Постоянно приезжают международные делегации и звонят жене по скайпу и очень удивляются, что реально работает.

Андрей: За 3 года вы уже поняли: бизнес-кейс окупается, вы идете верной дорогой?

Олег Копицын: Мы идем верной дорогой, мы идем по плану.

Андрей: С опережением или по плану?

Олег Копицын: Без существенного опережения, но этот год должен дать хороший прирост.

Андрей: Середина пути, вы заявляли 7 лет окупаемости? Этот год получается середина?

Олег Копицын: Да, на сегодняшний день мы прошли примерно 2,5 года пути.

Ольга: А перспектива развития? Когда операторы строят свою сеть или покупают компании, они понимают, что открывают новые территории и тем самым увеличивают свою базу. Вы как в этом направлении развиваетесь? Метро все равно конечно, количество станций достраивается, но не в таком объеме. Куда дальше пойдете?

Олег Копицын: Основная идея - присутствовать в тех местах, где есть массовое скопление людей и низкая конкуренция с мобильной связью. Где мы можем привнести ту пользу, которая наша экспертиза дает, а мы признанные эксперты по высокоплотному Wi-Fi на рынке.

Ольга: С этим связан проект в Шереметьево?

Олег Копицын: Да, но и с транспортным направлением нашей деятельности. Нам интересно.

Андрей: Подвижные составы?

Олег Копицын: Транспортную инфраструктуру города покрыть полностью.

Андрей: Буквально недавно заявили, что даже в Нью-Йорке хотите метро сделать по такой же технологии?

Олег Копицын: Это интересно, это знаковый город. Там идут определенные формальные процедуры, договор.

Андрей: Получается границы применения технологии отсутствуют, вы можете запустить это в любом месте мира, используя свой сервис?

Олег Копицын: Да, мы открыты таким историям, мы активно обсуждаем с различными партнерами, прежде всего на Западе. Про Нью-Йорк интересно на самом деле. Мы можем предложить не только Wi-Fi для пассажиров, как я уже говорил его, покупают не очень охотно. Но мы вокруг этого Wi-Fi создаем целую эко систему, там есть масса технологических сервисов, что ведет нас ко второму источнику выручки. Он для Москвы справедлив, но для Нью-Йорка он еще больше. Там технологическое отставание метрополитена от других метрополитенов мира космическое. Он очень старый, он середины 19 века постройки, соответственно там не цифровые системы управления движением, там нет табло обратного отсчета прибытия поезда, и при этом поезд там может прибывать по 15-20 минут. Народ не доволен, это маргинальный транспорт.

Андрей: Мы очень продвинутые.

Олег Копицын: Мы одни из лидеров. Например, такой показатель, как интервалы движения между поездами - средний и самый короткий, у нас одни из лучших.

Андрей: И скорость движения лучше, максимальная.

Ольга: Команда большая для реализации этого проекта? С каждым годом растет?

Андрей: Где вы ее собирали?

Олег Копицын: С каждым годом растет, у нас 200 человек с лишним. Если начинали мы маленькой компактной группой человек 10, то сейчас 200 или 205.

Андрей: Кто у вас эти 200 человек?

Олег Копицын: У нас самый существенный по размеру департамент по эксплуатации сети, это человек 60. Вторые по численности - техническая дирекция, мы постоянно дорабатываем продукт, и он не один. Т.е. нельзя говорить, что только портал, у нас целый степ прикладных систем.

Андрей: Это разработчики?

Олег Копицын: Это разработчики, архитекторы, инженеры. Следующие по численности подразделения- те, которые занимаются интернет-бизнесом, продажами рекламы, продуктов.

Ольга: У вас в подчинении много человек?

Олег Копицын: У меня в подчинении 10-11.

Андрей: Как вы их находили? На рынке? Как собирали?

Ольга: Переманивали?

Олег Копицын: Некоторых переманивали, некоторых искали через агентства, искали на рынке. Все способы, которые есть. Безусловно, смотрели и предлагали работать тем, с кем уже есть опыт успешной реализации проектов.

Ольга: Сотрудники вашей компании и вашей команды они какие, что их вдохновляет?

Олег Копицын: Их вдохновляет возможность делать новое и ранее неизведанное, и невозможное, т.е. расширять границы возможного, формировать отрасль. По сути рынок мобильной единой рекламы в России мы сформировали, т.е. мы на него вышли и легко играючи за полгода заполнили больше 50%.

Ольга: Какой средний возраст сотрудников компании?

Олег Копицын: Молодая команда, мы конечно не считали средний возраст, но наверно 33-34.

Ольга: Сами вы в свободное время чем увлечены, чем себя вдохновляете?

Олег Копицын: Я практически пилот-любитель.

Андрей: Самостоятельно на самолетах летаете?

Олег Копицын: Да на маленьких. Сейчас времени намного меньше стало, поэтому не удается поддерживать навыки, но это как велосипед.

Андрей: Где летаете?

Олег Копицын: Мячково, это 35 км от Москвы.

Ольга: Во время полетов приходят какие-то идеи для бизнеса?

Олег Копицын: Во время полетов нет, для этого есть другие вещи, например, путешествие в горы.

Андрей: У нас кончается время, я очень благодарен, что вы пришли на передачу. В метрополитене лет 5 назад все ездили с книжками, а сейчас с планшетами,  читают в интернете новости, сайты и т.д. Вы меняете мир и делаете это очень хорошо.

Олег Копицын: Спасибо, что пригласили.

Андрей: Уважаемые телезрители, наша программа «Телеком Эксперт» подошла к концу, с вами был наш гость Олег Копицын и ведущие Андрей Яценко и Ольга Сигида. До новых встреч!

Программа "Телеком Эксперт" посвящена современной стремительно развивающейся телеком отрасли. Связь становится обязательным атрибутом жизни современного человека, и это обстоятельство вынуждает телекоммуникационные компании обеспечивать широкий спектр и качество предоставляемых услуг, неизменную эффективность обслуживания, не зависящую от времени или местонахождения абонента.

Программа "Телеком Эксперт" – это независимый взгляд на отрасль, программа в которой вместе с экспертами и профессионалами телеком рынка ее ведущие Андрей Яценко - генеральный директор компании "Горсвязь" и Ольга Сигида - генеральный директор компании "Магазин Интернета" обсуждают наиболее актуальные темы отрасли, ее проблемы, перспективы, инновации и успешные кейсы.

При использовании материалов ссылка на ComNews обязательна.

Свидетельство о регистрации СМИ от 8 декабря 2006 г.
Эл № ФC 77-26395

Ставя отметку, я даю свое согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с законом №152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 и принимаю условия.
РекламаПисьмо в редакциюО насAbout us
Новости

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100