© ComNews
18.05.2016

Арбитражный суд Московской области полностью удовлетворил иск ОАО "Газпром космические системы" (ГКС) к  ООО "Айпинет" о взыскании задолженности. Согласно решению суда, этот оператор спутниковой связи и широкополосного доступа в Интернет должен выплатить истцу более 40 млн руб. Помимо "Айпинета" проблемы с долгами возникли и у еще ряда VSAT-операторов. Игроки отрасли отмечают, что из-за экономического кризиса и прихода оптики в Магадан и на Камчатку бизнес спутниковых интернет-провайдеров (VSAT-операторов) находится под угрозой.

О решении суда говорится в материалах картотеки арбитражных дел. ГКС подал иск к "Айпинету" в феврале этого года. Согласно контракту между компаниями, ГКС предоставляет "Айпинету" частотный ресурс Ku-диапазона в российском и северном лучах на спутнике "Ямал-401". Ежемесячная плата за частотный ресурс в российском луче составляла 110 тыс. руб. за 1 МГц, в северном - 125 тыс. руб. за 1 МГц. "Однако ответчик не в полном объеме оплатил услуги, оказанные в период с 1 мая 2015 г. по 31 декабря 2015 г.", - следует из решения суда.

В связи с тем, что "Айпинет" так и не выплатил средства, ГКС обратился в суд. Компания потребовала в суде взыскать с интернет-провайдера 34,8 млн руб. задолженности, 5,4 млн руб. пеней за нарушение сроков оплаты услуг, а также 1,3 млн руб. процентов за пользование денежными средствами. Позже ГКС отказался от требования получить проценты. Согласно решению суда, ответчик должен выплатить истцу 34,8 млн руб. задолженности, 5,4 млн руб. пеней, а также 180 тыс. руб. госпошлины. Причем решение суда может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца.

Как рассказал корреспонденту ComNews заместитель генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ГКС Игорь Кот, когда на рынке происходят существенные и быстрые изменения либо когда возникают негативные явления в экономике, возрастает риск возникновения ситуаций с задержкой поступлений платежей от заказчиков. В спутниковой отрасли первыми чувствуют на себе изменения на рынке сервис-провайдеры. По его словам, время от времени они попадают в сложное положение, когда не хватает средств в срок расплатиться за спутниковый ресурс.

"В случае с "Айпинет" такая ситуация возникла в конце прошлого года. Но мы не видим в этом какой-то драмы. Компания продолжает работу на рынке услуг связи и доступа в Интернет, и мы полагаем, что она успешно решит временные проблемы", - подчеркнул Игорь Кот. Он сообщил, что ГКС старается в сложных ситуациях оказать поддержку клиентам и партнерам - особенно тем, кто настроен конструктивно. "Конечно, в ряде случаев приходится обращаться в суд. Но и здесь мы открыты для мировых соглашений и рассчитываем договориться, как это сейчас происходит и в отношении "Айпинет", - сказал он. Игорь Кот добавил, что этот VSAT-оператор - давний клиент ГКС, сотрудничество с ним началось в 2005 г.

Компания "Айпинет" вчера не предоставила ответ на запрос ComNews.

Директор направления связи АО "КБ "Искра" Олег Морозов рассказал, что в настоящее время в связи с некоторой стагнацией рынка спутниковой связи, сформировался пул малых операторов со слабыми финансовыми позициями, которые начинают уходить в предбанкротное состояние. "В данный момент мы ведем переговоры с некоторыми из них о слиянии, продаже бизнеса или другой схеме выхода этих операторов с рынка с передачей абонентов в КБ "Искра". "Айпинет"– один из таких случаев, и это "обратная сторона капитализма", -  пояснил он. 

Тем временем, по словам источника ComNews на рынке телекоммуникаций, в нынешней ситуации многие спутниковые интернет-провайдеры, не только "Айпинет", испытывают проблемы. "Основная причина - экономический кризис. Из-за него операторам приходится снижать цены на сервис, от спутниковых сервис-провайдеров уходят клиенты. Более того, теперь, когда нет дефицита емкости, большим и успешным операторам легче забирать клиентов у мелких", - говорит он.

Например, по данным картотеки арбитражных дел, ЗАО "Вэб Медиа Сервисез" (бренд HeliosNet) в этом году столкнулось с несколькими исками о взыскании задолженностей. В частности, в ноябре 2015 г. ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) подало иск о взыскании с HeliosNet долга почти на 1 млн руб. за неисполнение обязательств по оказанным услугам (неоплата услуг сотовой связи). В марте этого года стороны заключили мировое соглашение и договорились, что HeliosNet выплатит истцу долг частями до 31 декабря 2016 г. 22 января ПАО "Ростелеком" подало иск в Арбитражный суд Омской области о взыскании с HeliosNet 115 тыс. руб. задолженности, но позже, в феврале, отказалось от иска. 31 марта 2016 г. Арбитражный суд Москвы полностью удовлетворил иск ЗАО "Дозор-Телепорт" о взыскании с HeliosNet долга в 1 млн руб. Кроме того, на рассмотрении в Арбитражном суде Москвы находится иск ПАО "Центральный телеграф" к HeliosNet на 390 тыс. руб. "Такие же проблемы стоят перед небольшим хабаровским оператором "Пиорит-ДВ", - говорит собеседник ComNews.

Кроме того, как пояснил источник ComNews, после появления оптики в Магадане и на Камчатке (в регионе заработала подводная оптоволоконная линия связи) под угрозой оказался бизнес таких операторов, как ЗАО "Зонд Холдинг" и ЗАО "Сатис-ТЛ-94", которые были основными игроками на этом рынке, помимо "Ростелекома".

Другой источник ComNews в спутниковой отрасли говорит, что слухи о проблемах у VSAT-операторов ходят уже давно. Причинами могут быть нестабильная экономическая обстановка и потеря крупных клиентов.

Как ранее сообщал ComNews, игроки рынка VSAT называли 2015 г. непростым. В условиях усиливающейся конкуренции и непредсказуемой экономической ситуации им пришлось продолжать борьбу за клиентов и в то же время снижать расходы (см. новость ComNews от 10 марта 2015 г.). "2015 г. был по-настоящему кризисным. Из всех показателей бизнеса по его итогам мы достигли только запланированной прибыли. Для этого были приняты различные меры. Год прошел под знаком перехода с валютных взаиморасчетов на рублевые. Мы избавились от всего космического сегмента на зарубежных спутниках", - говорил руководитель ГК AltegroSky Сергей Пехтерев на круглом столе, организованном журналом "Стандарт" в марте 2016 г.

Генеральный директор ООО "Радуга-Интернет" Денис Дианов отмечал, что в 2015 г. на рынке B2C не стало хуже, но и лучше тоже. "Стоимость "входного билета" в виде покупки клиентского оборудования для рынка B2C весьма значительна, а с учетом падения курса рубля удержать цены на него на прежнем уровне не удалось. Поэтому количество новых подключений снизилось", - говорил он.

Как считает первый заместитель гендиректора, коммерческий директор ЗАО "Дозор-Телепорт" Никита Демиденко, в 2016 г. перед рынком стоит задача по снижению тарифов. "Ряд операторов, которые в свое время не объединили силы, подойдут к грани себестоимости. Не думаю, что кто-то покинет рынок, но для многих компаний 2016 г. может стать убыточным", - рассуждает он. Заместитель генерального директора - технический директор 3AО "Джи Ти Эн Ти" (GTNT) Евгений Усов отмечал, что для дальнейшего развития VSAT-операторам придется диверсифицировать бизнес и продавать не только каналы связи, но и сервисы.

Статьи по теме