© ComNews
13.05.2016

По итогам I квартала 2016 г. общая выручка ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") по сравнению с аналогичным периодом прошлого года не изменилась и составила 66,2 млрд руб. При этом общая сервисная выручка за отчетный период сократилась на 1% год к году. Это произошло из-за снижения выручки в фиксированном сегменте на 11% год к году, в то время как сервисная выручка в мобильном сегменте выросла год к году на 1%. По мнению экспертов, "ВымпелКом" продемонстрировал неоднозначные финансовые итоги.

За I кв. 2016 г. общая выручка "ВымпелКома" составила 66,2 млрд руб. Она осталась на уровне I кв. 2015 г. Что касается общей сервисной выручки компании за отчетный квартал, то она по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилась на 1%, до 63,5 млрд руб.

В "ВымпелКоме" заверили, что такое сокращение связано со снижением сервисной выручки от фиксированных услуг. Этот показатель у оператора по итогам I кв. 2016 г., как и общая выручка от фиксированного сегмента, сократился на 11% год к году и составил 10,9 млрд руб. В "ВымпелКоме" сокращение сервисной выручки от фиксированных услуг связывают с переводом B2B-контрактов с расчетов в долларах США на расчеты в рублях, а также с сокращением низкомаржинального трафика. Выручка "ВымпелКома" от услуги фиксированного широкополосного доступа в Интернет (ШПД) за отчетный квартал тоже сократилась на 11%, до 2,8 млрд руб. Абонентская база компании по услуге фиксированного ШПД за I кв. 2016 г. составила 2,2 млн абонентов, что на 4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Показатель ARPU компании по услуге ШПД сократился на 8%, до 422 руб.

Сервисная выручка "ВымпелКома" в мобильном сегменте выросла год к году на 1% и составила 52,6 млрд руб. Общая выручка компании по этому сегменту за отчетный квартал выросла на 2% и составила 55,3 млрд руб. Добиться такого результата компании удалось благодаря увеличению по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года выручки от мобильной передачи данных на 19% - до 12,2 млрд руб., и росту выручки от интерконнекта. Абонентская база "ВымпелКома" в мобильном сегменте за I кв. 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 4%, до 57,7 млн клиентов. Такой рост абонентов в компании связывают с продажами через розничную сеть "Связной" и ростом количества монобрендовых салонов.

"Отчетный период стал шестым кварталом подряд, в котором наблюдался рост абонентской базы в мобильном сегменте по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В годовом выражении показатель оттока увеличился на 8 процентных пунктов год к году - до 70%. Показатель лояльности клиентов был стабилен, что позволило компании занимать равную позицию среди трех крупнейших операторов", - говорится в сообщении "ВымпелКома". Показатель ARPU "ВымпелКома" по услугам мобильной связи за I кв. 2016 г. сократился на 3%, до 291 руб. Показатель MOU оператора за отчетный квартал по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., наоборот, вырос на 4% и составил 315 минут. Использование трафика и вовсе повысилось на 30% год к году (с 1483 Мбайт до 1931 Мбайт).

Показатель EBITDA "ВымпелКома" по итогам I кв. 2016 г. снизился на 8% до 24,1 млрд руб. Рентабельность по EBITDA снизилась на 3 процентных пункта и составила 36,4%. Показатель капитальных затрат компании за отчетный период по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизился на 35%, до 3,6 млрд руб. В "ВымпелКоме" отмечают, что этого удалось добиться за счет поэтапного распределения и усовершенствования эффективности капитальных вложений, что стало возможным благодаря экономии в результате централизованных закупок Vimpelcom Ltd. Соотношение Capex/выручка в I кв. 2016 г. за последние 12 месяцев составило 18%.

По словам финансового аналитика группы компаний "Финам" Тимура Нигматуллина, в целом Vimpelcom Ltd., как обычно, очень скудно раскрыл результаты своей российской "дочки". Поэтому, как заметил он, приходится делать гораздо больше предположений, чем при анализе других операторов. "На этот раз отчетность непосредственно российского "ВымпелКома" можно считать неоднозначной. Да, инвестиции в развитие монобрендовой сети и начало сотрудничества с продающим относительно качественные - низкий отток, высокая ARPU и прочие метрики - контракты "Связным" позволили нарастить мобильную абонентскую базу на неплохие 4% год к году, что в условиях сложной рыночной конъюнктуры является позитивным фактором. При этом прирост происходил по большей части за счет подключения относительно высокомаржинальных клиентов, пользующихся смартфонами и, соответственно, услугами по передаче мобильных данных - их число увеличилось на 5% год к году", - сказал корреспонденту ComNews Тимур Нигматуллин.

Тем не менее, как продолжил он, на бизнес компании значительно повлияло усиление конкуренции, в том числе на рынке Московского региона. "После прихода Tele2 (ООО "Т2 Мобайл") объем данного рынка, по оценкам участников, сократился из-за снижения средней стоимости тарифа. По моим данным, на этом падающем в денежном выражении рынке увеличение доли показали Tele2 и, в значительно меньшей степени, ПАО "МегаФон", а "ВымпелКом" и ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) теряли долю рынка. При этом "ВымпелКом", исторически лидировавший на московском рынке, в этом отношении принял на себя основной удар на фоне усиления конкуренции между операторами. Красноречиво выглядит динамика годового оттока оператора", - заметил Тимур Нигматуллин.

По словам аналитика, очевидное увеличение расходов "ВымпелКома" на обслуживание сети и абонентской базы в условиях стагнирующей общей выручки закономерно привело к снижению рентабельности на уровне EBITDA по выручке. "На текущий момент для "ВымпелКома" важно "зацементировать" набранную абонентскую базу, снизить отток. Возможно, это удастся сделать за счет интенсификации перевода абонентов на пакетные тарифы и особенно пакеты, в которых сочетаются конвергентные мобильные и фиксированные услуги широкополосного доступа. Менеджмент в отчете говорит о том, что показатель лояльности клиентов в прошедшем квартале был стабилен, что, пожалуй, является положительным моментом", - резюмировал Тимур Нигматуллин.

На взгляд начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, ухудшение финансовых показателей российского сегмента Vimpelcom Ltd. не носит драматического характера. В прошедшем году, как сказал он, операторы вели жесткую конкурентную борьбу за удержание клиентов, отказываясь от резкого повышения тарифов. В результате клиентскую базу удалось даже нарастить, и это притом что четвертый оператор (Tele2) пришел в Москву, но ARPU, соответственно, сократился.

"Также на выручку "ВымпелКома" заметно повлияло сокращение доходов от фиксированной связи из-за курсовых разниц и оттока части корпоративных клиентов. Положение спас рост выручки в мобильном сегменте. Этот тренд продлится в будущем. Ожидаю, что по итогам года рост продаж в мобильном сегменте составит порядка 15-20%", - отметил Георгий Ващенко.

В целом, по его словам, реакция инвесторов компании на отчетность в среднесрочной перспективе будет нейтральной. 19 мая в фокусе - отчетность основного конкурента - МТС, и если у него дела идут лучше, то динамика котировок МТС останется лучше, чем у "ВымпелКома".

"Результаты "ВымпелКома" подтверждают тенденции, продемонстрированные "МегаФоном": выручка от услуг мобильной связи у обоих операторов выросла примерно на 1% год к году, а рентабельность EBITDA сократилась примерно на 3 процентных пункта, оба оператора отмечают усиление конкуренции. Из серьезных различий я бы отметил значительное снижение абонентской базы "ВымпелКома" - она уменьшилась более чем на 2 млн человек, что, видимо, и является результатом усилившейся конкуренции, в то время как у "МегаФона" чистый отток составил около 265 тыс. человек", - заметил в беседе с ComNews аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин.

За I кв. 2016 г. консолидированная выручка "МегаФона" по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 1,6%, до 75,1 млрд руб. Выручка оператора по России за отчетный период составила 73,9 млрд руб., что на 1,7% больше по сравнению с I кв. 2015 г. (см. новость ComNews от 29 апреля 2016 г.).

Статьи по теме