"Ростелеком" предотвратит мошенничество
ПАО "Ростелеком" подпишет контракт с ООО "Экран-Сервис" на создание автоматизированной системы фрод-мониторинга, обеспечения сохранности доходов и верификации биллинга для всех основных услуг оператора в трех макрорегиональных филиалах компании. Максимальная цена по закупке у единственного поставщика с целью реализации этого проекта составляет 423,7 млн руб.
О поставке программно-аппаратного комплекса верификации тарификационных данных для мультисервисных сетей "Профит телефония" и оказании услуг по его инсталляции говорится в документах, опубликованных на портале госзакупок. Итоги по закупке у единственного поставщика "Ростелеком" подведет не позднее 30 июня 2016 г. Максимальная цена закупки - 423,7 млн руб. (с учетом НДС).
По какой причине была выбран "Экран-Сервис" и были ли ранее реализованы какие-либо проекты "Ростелекома" с участием этой компании, в пресс-службе оператора не уточнили. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), компания "Экран-Сервис" была зарегистрирована 5 ноября 2013 г. Учредителем и генеральным директором компании "Экран-Сервис" является Ольга Лыкова.
Согласно закупочной документации, поставка оборудования (программно-аппаратных комплексов) должна состояться в течение 57 рабочих дней после подписания договора. Срок работ по внедрению этой системы в макрорегиональных филиалах (МРФ) "Волга", "Юг" и "Северо-Запад" - 246 рабочих дней от даты поставки оборудования.
Закупка проводится с целью создания автоматизированной системы фрод-мониторинга, обеспечения сохранности доходов и верификации биллинга для всех сегментов бизнеса (B2C, B2B/B2G, B2O) и всех основных услуг компании (телефония, передача данных, IPTV). Данная автоматизированная система предназначена для выявления и минимизации потерь доходов по причине некорректно оцененной или потерянной информации об оказанных услугах или по причине мошенничества в телекоммуникационных сетях. Также, согласно закупочной документации, эта система должна предоставлять единую платформу корпоративной отчетности, к которой подключаются результаты контролей МРФ "Волга", "Юг" и "Северо-Запад" на первом этапе, а МРФ "Сибирь", "Дальний Восток", "Урал" и "Центр" - на втором этапе. "До подведения итогов закупки дополнительную информацию, кроме той, что содержится в уже опубликованной документации, предоставить не можем", - уточнил корреспонденту ComNews представитель "Ростелекома".
По его словам, все крупные операторы связи сталкиваются с попытками неправомерных действий со стороны недобросовестных контрагентов и клиентов. Как говорит представитель "Ростелекома", антифрод-система должна обеспечивать поиск и обнаружение различных типов мошенничества, предоставляя полную информацию об источниках, типах и числе выявленных попыток совершения мошенничества.
"Например, только нелегитимный пропуск международного и междугородного телефонного трафика, по оценкам, приводит к недополучению российскими операторами сотен миллионов рублей в год. Для этого используется, в частности, "подмена" номера звонящего абонента, когда заграничный номер абонента подменяется российским, соответственно оплачивается завершение не международного, а местного соединения", - сказал представитель "Ростелекома".
Объемы и виды передаваемых данных в сетях операторов связи, как отметил директор по маркетингу группы "Астерос" Константин Кутуков, растут практически ежеминутно. Он добавил, что количество потребляемых сервисов также продолжает увеличиваться. По его словам, этому поспособствовали широкое распространение смарт-устройств, переход на облачные платформы, появление новых финансовых технологий (fintech), развитие онлайн-кинотеатров, радио, телевидения, музыкальных сервисов и т.д. География услуг, как продолжил Константин Кутуков, также расширяется: корпоративные клиенты хотят конвергентности во всех территориально распределенных офисах, мобильности и оперативного доступа к данным, а обычные абоненты - высокого и гарантированного качества услуг в любой точке мира и на всех видах транспорта.
"Сложность необходимой для этого инфраструктуры и информационных систем растет, что ведет к потерям части информации о факте предоставления услуги и ее качестве, а также к нелегальному или несанкционированному использованию сети. В среднем объем этих потерь может составлять несколько процентов от совокупной выручки оператора за оказание услуг. Поэтому, особенно для крупных операторов, внедрение подобных решений может экономить десятки миллионов долларов в год. К тому же это репутация: недовольные счетом за роуминг клиенты, утечки данных и т.д. напрямую влияют на бизнес оператора, бренд, стоимость компании. Пренебрегать этим в условиях ужесточающейся конкуренции на рынке связи сегодня категорически нельзя", - заметил в беседе с ComNews Константин Кутуков.
У ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн"), как рассказала пресс-секретарь оператора Анна Айбашева, автоматизированная система фрод-мониторинга работает еще с 2002 г., а решение, обеспечивающее сохранность доходов и полноту тарификации, - с 2005 г. "Безусловно, эти системы помогают компании сократить фрод-риски и связанные с ними потери доходов", - добавила Анна Айбашева. Однако на сколько процентов именно эти системы помогают "ВымпелКому" сократить фрод-риски и связанные с ними потери доходов, она не уточнила.
"ПАО "МегаФон" реализует целый комплекс мероприятий по защите абонентов своей сети от мошенничества и спама, - отметила в разговоре с корреспондентом ComNews руководитель пресс-службы "МегаФона" Юлия Дорохина. - Комплекс принимаемых мер помогает нам не только применять штрафные санкции к контрагентам, но и возвращать деньги нашим абонентам, пострадавшим от их действий. В 2014 г. мы произвели возврат средств 205 тыс. человек на общую сумму 69,2 млн руб.".
В Tele2, как рассказала пресс-секретарь компании Ольга Галушина, используется многоуровневая система защиты от угроз телекоммуникационного мошенничества и в целях обеспечения гарантирования доходов. Она добавила, что оператор применяет экономически обоснованные решения с учетом оценки рисков и необходимых затрат.
"В данный момент Tele2 ведет активную работу по противодействию телекоммуникационному мошенничеству как собственными силами, так и путем построения процессов защиты во взаимодействии с другими операторами связи", - заключила Ольга Галушина.
Пресс-служба ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) в пятницу воздержалась от комментариев.