Денис Матеев, глава представительства ESET в России и СНГ
© ComNews
10.05.2016

Международный антивирусный вендор ESET в апреле объявил о росте российского бизнеса на 11% в 2015 году. Как компания усиливает позиции в России и СНГ, добивается успехов на рынке защиты мобильных устройств, репортеру ComNews Дмитрию Петровскому рассказал глава ESET на локальном рынке Денис Матеев.

Рынок безопасности windows-платформ в мире традиционен и зрел, клиент выбирает между ограниченным кругом поставщиков. Как и чем конкурирует ESET на устоявшемся рынке?

Да, основные игроки - топ-5 мировых антивирусных компаний, включая ESET, - чувствуют себя уверенно, потому что их продукты отвечают главному базовому критерию - надежности. При этом в глазах рядового пользователя принципиальной разницы между продуктами ведущих антивирусных вендоров нет, выбор переместился в область деталей и нюансов. В частности, клиент больше внимания обращает на быстродействие решения, удобство его установки, качество обслуживания и пр.

У продуктов ESET есть преимущества, которые знакомы пользователям много лет. Все наши антивирусы - простые, нетребовательные к инфраструктуре решения, работающие на не самых современных компьютерах и программных платформах, быстро разворачиваемые, минимально загружающие систему. Этим козырем мы активно пользуемся в конкурентной борьбе на всех рынках.

Технологии - это по-прежнему 90% нашей работы. Одновременно с этим мы занимаемся укреплением и развитием лидерства в плоскости сервиса. На традиционном рынке антивирусов особое значение для клиента приобретает удобство миграции с прежней версии ПО и на новые устройства, предварительное тестирование, обучение специалистов и рядовых пользователей и безотказная техподдержка. Все это вкупе с вниманием и искренней благодарностью клиенту, ненавязчивым информированием о различных аспектах безопасности в цифровом мире создает для него принципиальную разницу в антивирусных продуктах и составляет основу нашего рыночного продвижения.

Российский ИТ-рынок, по многим данным, не растет последние два года, но ESET объявил о росте оборота на 11% в 2015 году. Что позволяет компании расти на фоне стагнации? Удалось ли сохранить прибыльность бизнеса на локальном рынке?

ESET - растущий бизнес, занимающий, по данным Gartner, пятое место по обороту на глобальном рынке. В России традиционно расстановка сил несколько иная. Мировые лидеры здесь имеют незначительные доли. Наши же позиции в России очень сильны. Мы №2 на рынке с общей долей около 25-30%. Мы были и остаемся прибыльным бизнесом, не снижали обороты ни в один из кризисов и не ставим сокращение затрат во главу угла. Более того, в каждый из последних спадов ESET продолжал расти, давая максимум поддержки нашему каналу, партнерам, клиентам. Для нас общая стагнация - время использовать возможности для развития. Оптимизируя одно, мы наращиваем другое, повышая эффективность работы в целом. Текущая динамика бизнеса позволяет нам быть уверенными в правильности этой позиции.

В частности, в 2015 году заметно подросли онлайн-продажи: у наших партнеров, включая ISP и операторов связи, в собственном интернет-магазине. Мы здорово выросли в корпоративном сегменте. В частности, в сегменте Large Enterprise. Но главный рост обеспечили продажи мобильных решений ESET, на которые мы теперь делаем особую ставку.

Чем отличается новый сегмент рынка антивирусной защиты?

На мой взгляд, рынок защиты мобильных устройств открылся в России только в 2013 году. Его драйвером стали частные пользователи, массово приобретающие планшеты и смартфоны. Рост проникновения смартфонов экспоненциален. А с точки зрения бизнеса, это в чем-то напоминает традиционный рынок антивирусов, вернувшийся на пять-восемь лет назад на новом технологическом витке. Многие пользователи полагают, что мобильный антивирус - лишнее, но с повторяющимися заражениями, кражами денег и данных они осознают необходимость защиты.

При этом защита мобильных устройств - совершенно новый рынок, иной технологически и коммерчески. Место и модели продаж защиты стали другими. Теперь это площадки Google Play, Apple Store, сотовый ритейл, подписка у оператора связи и пр.

Мобильность устройств - тренд изначально рынка частных пользователей. Как быстро он проникает и что меняет в корпоративном сегменте антивирусного рынка?

Стремление к мобильности - один из новых вызовов и новая нагрузка на ИТ-службу предприятия. В частности, запрос в области мобильного доступа к ИТ-ресурсам предприятия с собственных устройств сотрудников (BYOD) велик и будет расти.

Помимо этого, традиционно для корпоративного рынка характерен рост комплексности систем и, как следствие, повышается важность системного подхода к любым внедрениям и управлению инфраструктурой. ИТ-системы стали масштабнее и сложнее, критичность их для бизнеса растет, поэтому растут и требования к защите. ИТ-директору, специалисту, системному администратору нужен не просто надежный ИТ-продукт, ему необходим удобный интерфейс, прозрачность, управляемость.

В последние годы на фоне кризиса в парке предприятий доля не самых современных компьютеров увеличивается, а ИТ-задачи усложняются, бизнес-приложения продолжают быстро развиваться. В такой ситуации антивирусные продукты ESET особенно востребованы, так как наш важнейший козырь - быстродействие, минимальные системные требования, минимальная нагрузка на систему - как никогда оказался кстати.

Как за последние годы в целом поменялось ваше понимание антивирусного рынка?

Для меня новая парадигма состоит в том, чтобы стать ближе к пользователю, от техноцентричного подхода перейти к более гуманистическому, дополнив производство высоких технологий вниманием к человеку. Наши решения должны помогать пользователю - помощь и поддержка продаются лучше, чем технологии. Раньше, отвечая на вопрос о преимуществах продукта, мы упирали на "детектирование 99% угроз". Сегодня уже никто не использует эти термины, поскольку по большому счету они ничего не значат для человека. Как для рядового пользователя, так и для администратора помимо безопасности важен понятный и удобный интерфейс, простой переход на новую версию, удобное продление. С точки зрения функций, пользователя живо интересует, например, безопасность платежей, контроль доступности взрослого контента и онлайн-игр для ребенка, безопасность социальных сетей.

В продолжение темы могу сказать, что в 2015 году доля продаж продуктов ESET для мобильных устройств выросла втрое - с 5% до 15% в общей выручке. И этот рост обеспечили продукты ESET NOD32 Mobile Security с защитой от спама, нежелательных звонков и сообщений и новое приложение для защиты детей ESET NOD32 Parental Control для Android. Наши флагманские продукты для мобильного рынка - не традиционная защита от вирусов. И мы растем, становясь ближе пользователю.

Как ESET работает в России с операторами связи?

Оператор - сервисная компания для огромного количества абонентов, включая пользователей ШПД, корпоративных потребителей фиксированной и мобильной связи. Крупнейшие игроки российского телеком-рынка превратились в огромных сервис-провайдеров. Наша стратегия - помогать им обеспечивать высокий уровень защиты вне зависимости от типа услуг, которые потребляет клиент: домашний Интернет, сотовую связь или корпоративные приложения. У нас есть продукты, закрывающие эти проблемные области.

Конкуренция операторов также переходит в область сервисов. Абонент, столкнувшись с сетевым спамом, списанием денег со счета, телефонным обманом и вымогательством, первым делом крайним видит именно оператора. Значит, оператор помимо современных коммуникаций должен обеспечивать безопасность. И в этом нам по пути. Мы работаем со всеми крупнейшими российскими мобильными операторами. В частности, с "Билайном" около двух лет назад мы запустили мобильное приложение "Мобильная безопасность" - бесплатно в базовой версии для всех абонентов. За небольшие деньги пользователь может докупать опции, например, защиту от спама. Брендированный антивирус от ESET теперь есть и у МТС. Вторая модель взаимодействия - продажи антивирусов в комплекте с ШПД-тарифами. Третий вариант - предустановка ESET на брендированных сотовых устройствах. Наши продукты продаются в монобрендовых сетях "Билайна", МТС, мы представлены в салонах "Ростелекома". На подходе запуск еще нескольких проектов. Кроме этого, в рамках нашего сотрудничества мы выпускаем специальные версии мобильных решений, проводим совместные маркетинговые инициативы, в том числе для В2В-клиентов и др. По прогнозам, в 2016 году общий бизнес с операторами связи принесет ESET до 8-10% выручки.

Следует ли ESET парадигме Mobile First во всех новых разработках?

Рынок защиты мобильных устройств растет быстрее других. Мы движемся, как мне кажется, в правильном направлении, понимая этот рынок как отдельный, полноценный и самостоятельный, с новыми правилами игры. Вероятно, доля и темпы роста продаж мобильной защиты в ближайшем будущем только увеличатся. Но пока для нас это относительно небольшая доля бизнеса, хотя это и отличная точка роста. Занять правильную позицию, выбрать верную стратегию на рынке в самом начале - важнее, чем присягнуть всеобщей мобильности. Следующий стек технологий, например мир Интернета вещей, видимо, создаст следующий рынок защиты, который совсем не обязательно будет характеризоваться мобильностью. И этот рынок сформируется только тогда, когда станет понятным массовому потребителю, а не визионерам.

Тем не менее ESET от разработчика антивирусного ПО переходит к более широкому позиционированию в области информационной безопасности?

Да, до недавнего времени ESET позиционировался исключительно как антивирусный вендор. Но антивирус перестал быть панацеей, повысилась ответственность вендора и предприятия, выстраивающего эшелонированные системы безопасности. Производство вирусов и таргетированные атаки сегодня - развитой международный бизнес, следовательно, методы борьбы с ними тоже стали иными. Они требуют от нас новой квалификации и технологической продвинутости в аудите систем безопасности, помощи клиентам в поиске уязвимостей, тестировании новых веб-приложений, консалтинге, техподдержке и пр.

Запустив проект ESET Technology Alliance, мы начали технологическую диверсификацию, создавая новые продукты для новых рынков. Первая системная стратегическая попытка выйти в новые ниши - двухфакторная аутентификация - продукт, доступный и в России. В России вместе с компанией "Код безопасности" мы анонсировали также проект комплексного решения Secret Net Studio. Есть и другие проекты, которые мы представим в ближайшее время.

Какие продукты и сервисы компания планирует вывести на рынок в ближайшем будущем?

Мы регулярно обновляем версии продуктов для розничного и корпоративных рынков. Год 2016-й не исключение, но мы представим и принципиально новые решения. В частности, осенью должно появиться решение ESET для защиты пользовательских данных.

Как строятся стратегия и тактика развития продаж ESET? Что представляет собой и как развивается партнерская сеть компании в России и мире?

 

Помимо трех наших дистрибьюторов в России и СНГ сеть партнеров включает около 1000 компаний, среди них - софтовые ресейлеры, крупнейшие торговые сети, операторы, сервис-провайдеры, системные интеграторы, интернет-магазины, даже банки.

Продукты ESET для защиты мобильных устройств в начале 2016 года представлены в 6000 точках сотового ритейла. Канал наших продаж широк и расширяется по всем направлениям - например, за счет магазинов детских товаров. Партнеры - фундамент и экосистема нашего бизнеса, которой мы занимаемся с момента запуска бизнеса в РФ и странах СНГ. Специальное подразделение по работе с партнерами - наши евангелисты - без устали помогают объяснять преимущества продуктов ESET и плюсы совместного сотрудничества.

Каковы амбиции и планы ESET в освоении рынков стран СНГ?

- В 2015 году бизнес ESET в странах СНГ вырос в разы. Наша стратегия на этот год - усилить работу и прибавить обороты в соседних с Россией странах. Конечно, все они очень разные. Некоторых региональных рынков в меньшей степени коснулась девальвация, на некоторых возможен скрытый рост от небольших объемов. Возможно, вслед за казахстанским мы откроем еще одно региональное представительство в ближнем зарубежье.

Несмотря на продолжающееся общее падение рынка, в 2015 году рост выручки ESET в СНГ составил 180%.

Мнения авторов рубрики "Точка зрения" могут не совпадать с позицией редакции ComNews.ru, не влияют на выбор и освещение новостей в других частях газеты