АО "Информационные спутниковые системы" им. академика М.Ф.Решетнева" (ИСС) впервые провело специальный брифинг для игроков отрасли спутниковой связи по теме страхования российских спутников при эксплуатации на орбите. Цель отечественного спутникостроителя - стать более открытыми для страховщиков, а также попытаться исправить сложившееся отношение игроков мирового рынка перестрахования рисков к спутникам производства ИСС.
Об этом корреспонденту ComNews рассказал начальник управления стратегического развития ИСС Сергей Барыкин на VIII Международной конференции Satellite Russia & CIS 2016, организованной ComNews Conferences.
Брифинг проходил в Париже 30-31 марта. Инициаторами этого брифинга, помимо ИСС, стали ФГУП "Космическая связь" (ГПКС) и ОАО "Газпром космические системы" (ГКС). Одним из поводов для встречи был и вышедший в ноябре из строя израильский космический аппарат Amos-5, произведенный ИСС. На встрече присутствовали представители нынешних и потенциальных компаний-заказчиков продукции ИСС, а также российские страховые компании и игроки мирового рынка перестрахования.
По словам Сергея Барыкина, такой брифинг прошел впервые, в то время как западные производители спутников регулярно проводят подобные мероприятия. Он не исключил, что ИСС в будущем будет вновь организовывать такие брифинги. Представители ИСС на брифинге отвечали на вопросы страховщиков, рассказывали о технологическом устройстве спутников отечественного производства. "Предприятие хочет быть открытым для страховщиков и потенциальных заказчиков, а также улучшить ситуацию, которая сложилась вокруг спутников ИСС на рынке страхования", - отметил Сергей Барыкин.
Тем временем игроки отрасли бьют тревогу: они столкнулись с тем, что страховые компании опасаются страховать риски эксплуатации российских спутников на орбите или же значительно повышают страховые премии.
"С моей точки зрения, сегодня самая злободневная тема - это страхование космических аппаратов российского производства. Эта тема нас очень тревожит. Страховка на российские спутники начинает буксовать", - говорит заместитель генерального директора по экономике и финансам ГКС Наталья Рамазанова. Она пояснил, что если не будет страхования запуска и эксплуатации спутника на орбите, предприятию никогда не дадут кредит, а если не дадут кредит, то не будет построен спутник.
Президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС) Павел Шутов отметил, что действительно есть проблема со страхованием орбитальных рисков российских спутников. По его словам, причина тому - аварии космических аппаратов EgyptSat-2 и Amos-5, оба спутника произведены российскими предприятиями. "Рынки уже начали платить большие возмещения, это не очень приятно. Но что особенно неприятно - это то, что для игроков рынка страхования не ясны причины этих аварий. Вот почему иностранные страховщики стали не очень хорошо относиться к страхованию российских спутников связи, - пояснил он. - К этому приводит качество расследования страховых случаев, а также донесение до общественности причин аварий". Из-за этого страховщики опасаются, что при последующем страховании российских группировок они столкнутся с теми же авариями.
Заместитель генерального директора по маркетингу и бизнес-планированию ГКС Игорь Кот отметил, что для страховщика важно знать причину аварии. Если производитель ее определил, то значит, он будет работать над ее устранением, а страховщик, будучи осведомленным об этом, не будет сильно повышать страховые ставки.
Начальник отдела страхования космической деятельности СПАО "Ингосстрах" Александр Шевченко согласен с коллегой. "Это самая главная проблема. Но все не так хорошо и с другими рисками - например, с запуском ракеты-носителя "Протон-М". Западные игроки зачастую либо отказываются страховать запуски спутников, либо завышают тарифные ставки", - отметил он.
Наталья Рамазанова уточнила, что страхование пусков на ракетах европейского и американского производства - дешевле. Может возникнуть ситуация, когда для российских компаний более привлекательным станет запуск спутника не на российской ракете, а на зарубежной - по причине более выгодных страховых ставок.
Источник ComNews на телекоммуникационном рынке отметил, что страховщики уже отказались страховать риски, связанные с поломками именно самой спутниковой платформы, произведенной фирмой ИСС. Не исключено, что если аварии с платформой повторятся, то оператор спутниковой связи не получит страхового возмещения за это, а такая ситуация может грозить судебными исками.