Дмитрий Гачко: "IT-кластеры появляются у нас с завидной регулярностью, причем, успешно развиваются проекты не только в традиционно высокотехнологичных регионах, вроде Москвы, или Казани"
Дмитрий Гачко,
основатель Технопарка "ИТ-Крым"
© ComNews
21.01.2019

Объединяться – выгодно. Вроде бы, высказывание спорное, особенно, для IT-стартапов, выросших на формуле "stay hungry, stay foolish", всех и вся воспринимающих либо как конкурентов, либо, как рынок, который необходимо завоевать.

Однако, время красивого лозунга "будьте голодными, будьте безрассудными" проходит. И в первую очередь это почувствовали на родине лозунга – в Кремниевой долине. Питательная среда IT-кластера трансформировала и подходы к бизнесу, и оценку подходов к управлению, и даже систему сбыта. Наиболее громкие и перспективные проекты последних лет рождаются по всему миру именно в IT-кластерах, в их питательной среде. Именно они задают вектор направления переднего края высоких технологий. И меняется этот вектор стремительно. К примеру, сегодня финансисты Кремниевой долины больше всего инвестируют в проекты, связанные со здравоохранением, сельским хозяйством и Big Data. Социальные сети и прочие "фенечки" для усаживания человека перед экраном – уже в прошлом. Высокие технологии перекраивают саму основу реальной жизни.

Кстати, если посмотреть на наше "Сколково", то самые громкие и интересные проекты его резидентов тоже показывают новый передний край, и созданы они как раз в питательной среде IT-кластера, которая позволяет с максимально высокой скоростью обмениваться идеями из самых разных сфер, привлекать целевое финансирование и самые квалифицированные кадры.

К примеру, MarvelMind Robotics разрабатывает и продает высокоточную систему внутренней навигации для роботов, а "ГемаКор" - медицинский тест под названием "Тромбодинамика", предназначенный для диагностики нарушений системы свертывания крови. 

За счет чего это становится возможным?

Дело в самой среде IT-кластера. Можно выделить несколько основных параметров, при наличии которых можно говорить о действительно работающем кластере.

Немного теории

Во-первых, это питательная профессиональная среда, которая подталкивает к непрерывному профессиональному развитию. Ты или развиваешься, обучаешься, впитываешь новое – или умираешь. Жёстко – но таков закон эволюции.

Для этого и создают бизнес-инкубаторы, проводят многочисленные конференции, воркшопы, встречи и другие мероприятия, которые создают среду, где буквально в воздухе витают идеи.

Во-вторых, возможность привлекать высококвалифицированные кадры.

Как правило, ядро команды любого стартапа составляют люди, которые вместе учились, либо встретились во время обсуждения интересующего из профессионального вопроса. Словом, профессионалы-единомышленники. Но затем встает вопрос расширения команды, привлечения специалистов из совершенно других областей. И здесь начинают работать правила охоты – ищите в местах обитания. Скорые на подъем, заинтересованные в непрерывном развитии кадры, готовые рискнуть притягиваются туда, где есть такие возможности. То есть – к работоспособным IT-кластерам. Достаточно вспомнить, что одним из первых направлений "Сколково" было создание мощной бизнес-школы.

Необходимость и потребность в непрерывном обучении используют и другие кластеры - вспомним многочисленные курсы и обучающие программы "Иннополиса" и сотрудничество ИТ-кластеров по всему миру с ведущими технологическими университетами.

По этому пути, кстати, идёт первый IT-кластер Крыма. Он сразу же начал сотрудничество с лучшими вузами региона и уже открыл две учебные программы, которые позволяют специалистам непрерывно повышать квалификацию в востребованных рынком сферах, а также кафедру "Технологии программирования в Севастополе"

В-третьих, организация финансирования и сбыта.

Именно, так. И то, и другое требует вложений, и для поиска финансирования, и для организации качественного сбыта необходима та самая среда, в которой вы сможете объяснить, насколько важен и нужен ваш продукт. Поэтому, работоспособные IT-кластеры привлекают как профильных венчурных финансистов (например, где проще всего застать Аркадия Морейниса?), так и компании, заинтересованные в инновационных продуктах. Снова приведу пример "Сколково" – когда РЖД потребовались инновационные продукты и понимание перспектив инновационного развития, железнодорожники организовали конкурс инновационных проектов для железнодорожного транспорта именно вместе со "Сколково". А крымский IT-кластер сразу же включил в свою инфраструктуру Центр маркетинга и продвижения и Центр автоматизации бизнес-процессов.

Практика новых территорий

Все вышеперечисленные условия кажутся совершенно очевидными, но почему-то, как только дело доходит до российской реалий, сразу слышится – в наших условиях это невозможно, у нас нет кадров, господдержки, инфраструктуры… Да, ничего нет, если верить всему, что пишут и говорят.

Однако IT-кластеры появляются у нас с завидной регулярностью, причем, успешно развиваются проекты не только в традиционно высокотехнологичных регионах, вроде Москвы, или Казани.

Например, питерская компания пришла с идеей создания IT-кластера в Крыму. Оказалось, буквально за пару лет проект можно провести от стадии замысла до работоспособной структуры, у которой уже есть и клиенты, и проекты-резиденты.

Всё дело в правильном выборе и прагматичной оценке ресурсов региона. На поверку, оказалось, что в Крыму есть очень крепкие традиции подготовки высококвалифицированных кадров для нужд IT-отрасли. Поэтому, "ИТ Крым" сразу же начал партнерство с крымскими вузами, например, Севастопольским государственным университетом.

Традиционно, Крым привлекает IT-специалистов разного уровня и своим климатом – люди, для которых физическое местоположение рабочего места не принципиально, высоко ценят комфортную среду обитания. И оказалось, что основное, чего им не хватает, это той самой питательной среды, которую может создать только работоспособный IT-кластер. И первые клиенты появились еще, когда верхние этажи здания IT-кластера ремонтировались и перестраивались.

В значительной мере, оказались мифами и слова о том, что в Крыму это никому не нужно, местные власти ограничатся "распилом" бюджета, а санкции отпугнут зарубежные компании. Все произошло с точностью до наоборот. Что лишний раз доказывает – сила в разумном объединении и умении использовать благоприятные возможности.