Алексей Учакин, руководитель департамента инфраструктуры EdgeЦентр
Алексей
Учакин

руководитель департамента инфраструктуры EdgeЦентр
© ComNews
16.05.2024

Крупные российские корпорации, государственные структуры и компании среднего звена после введения санкций и ухода с рынка западных поставщиков ИТ-оборудования оказались в крайне сложной ситуации. Имеющиеся мощности в большинстве своем – западного производства, а техническая поддержка, гарантия и замена комплектующих со стороны производителя в нынешних условиях нереальны. Переходить на российское? Для большинства организаций импортозамещение "железа" – мера вынужденная, требующая затрат временных и финансовых. Но оставлять как есть – тоже не получится. Сбой в работе собственных серверов может обернуться куда большими потерями. Алексей Учакин, руководитель департамента инфраструктуры EdgeЦентр, рассказывает, каким образом сегодня можно поддержать работоспособность корпоративного оборудования и могут ли облачные технологии стать аналогом привычных решений.

Добровольно-принудительно

Переход на продукцию российского производства можно назвать мероприятием добровольно-принудительным. С одной стороны на рынке существует реальный дефицит западного "железа", с другой субъектов критической информационной инфраструктуры принуждают на законодательном уровне переходить на отечественные софт и оборудование. Структуры и компании, имеющие государственное регулирование, вынуждены подчиняться этим требованиям и переводить свои ИТ-мощности на локальные аналоги. Эти условия скорее всего будут ужесточаться, и не исключено, что вскоре распространятся не только на госсектор, но и на коммерческие организации. По данным Госдумы, на конец 2023 года к импортозамещению ПО и "железа" приступили уже около 70% крупных российских компаний. В текущем году проекты должны перейти в практическую плоскость, что, с одной стороны, подтолкнет развитие отечественного рынка, однако с другой — вызовет ряд сложностей в связи с недостатком времени на внедрение.

Во многом поэтому, организации, не имеющие прямого государственного воздействия, пока не спешат избавляться от существующего "железа" западного производства. Очевидно, сегодня можно констатировать наличие в эксплуатации большого количества иностранного оборудования – при этом в отсутствии технической поддержки его работы. Гарантии либо нет совсем, либо она достаточно ограничена. Оборудование вырабатывает свой ресурс, постепенно устаревает и ломается. Для поддержания работоспособности парка владельцы могут реализовать ряд решений, в каждом из которых будут как свои плюсы, так свои минусы.

Ставим заплатки

Один из вариантов – обслуживание существующего "железа" своими силами или с помощью привлеченных специалистов. В условиях спроса на поддержку работоспособности западного оборудования всегда найдется тот, кто готов этим заняться. Так сказать, ставить заплатки на ваш кафтан. Фирмы или частные специалисты могут проводить диагностику и – насколько это возможно – ремонт. Основная проблема тут, безусловно, будет в наличии запасных частей. К тому же возможность замены не всегда доступна для всех компонентов.

Покупка технических средств с гарантией и документами еще сохраняется у некоторых фирм, однако с течением времени это становится все более проблематичным. Дистрибьюторы вынуждены держать свой склад запчастей на случай гарантийной замены. Поэтому даже при фактическом наличии определенных наименований – получить необходимое выйдет не всегда.

Кто-то может решать эту сложность, покупая бывшие в употреблении комплектующие (как правило, с рук). Но в этом случае вы не получаете никакой гарантии и скорее всего никакой документации, подтверждающей покупку – что станет проблемой при ведении бухгалтерии. Кроме того, наличие ассортимента будет абсолютно непредсказуемым: товар, доступный сегодня, можно не найти завтра. Увы, не все дыры получится подлатать.

Специально нанимать в штат специалистов, которые будут проводить диагностику, ремонт и искать нужные запчасти, может позволить себе отнюдь не каждая компания. Содержать такого человека просто дорого. Это рентабельно лишь при достаточном объеме работы (например, на 1000 серверов – один сотрудник, занимающийся только ремонтами). Но встает другой вопрос: действительно ли столь крупную компанию удовлетворит факт покупки подержанного "железа" — как минимум с точки зрения статусности, как максимум — со стороны отчетности.

Потянуло налево

Вариант другой – пытаться "остаться при своем". Любыми правдами и неправдами закупать западное оборудование в обход всех запретов. Однако "параллельный" импорт – то есть ввоз в Россию оригинальных товаров без разрешения правообладателя – может быть чреват. В таком случае компании приобретают "железо" не напрямую у производителя, а через сторонних лиц, как правило, через третьи страны. Часто эти фирмы не имели ранее партнерского статуса – а значит, не могут оказать полноценную консультацию, пред- или постпродажную поддержку. Да, таким образом вы имеете оригинальное оборудование или комплектующие к нему, но это не значит, что вместе с ним вы получите полноценную гарантию и обслуживание (как известно, отношения между юр. лицами под ЗоПП не подпадают, и всё регулируются только договором). Вопрос так же в том, насколько реально найти необходимое "железо" у сторонних лиц. И даже если звезды сойдутся и вы найдете то, что вам нужно, скорее всего вам придется значительно переплатить. Существует и вероятность того, что товар придет не в срок, с большими задержками, поврежденный или с оконченными сроками лицензий. Кому и что вы за это предъявите? Как говорится – не найдешь концов.

Массовое стремление российского бизнеса прибегнуть к "параллельному" импорту вместо импортозамещения провоцирует принятие мер на законодательном уровне. Пока есть лазейки, однако Минпромторг планирует сократить список зарубежного оборудования, которое российские заказчики получают через "серые" схемы. В начале будут обращать внимание лишь на поставки техники, аналог которой можно найти у российского производителя. (Идея в том, что эта мера спровоцирует рост российского рынка.) О запрете поставок "железа", которое в РФ еще не производят — пока не говорят. Однако мы не можем представить, как будет дальше развиваться эта тема. Вероятно под табу попадут любые технические элементы из-за рубежа, не важно, каким путем они оказались у нас.

Наше все

Хорошо! Отказываемся от импортного, переходим на наше? Почему все-таки компании не спешат стопроцентно делать выбор в пользу "железа" российского – даже при таком количестве сложностей с зарубежным? На то есть ряд причин. Перейти махом, раз и навсегда? На это нужно много денег, и не для всех организаций игра реально стоит свеч. Простившись с зарубежным оборудованием, ты не получишь гарантии, что все сложится с российским. Тогда частично замещать? Пытаться заменить импортные комплектующие локальными? Здесь встает вопрос о соответствии существующих мощностей и замещающих российских аналогов.

Проблемы совместимости отечественных ИТ-продуктов с иностранными технологиями в каком-то смысле диктуют свои правила. Западные решения все еще занимают достаточную часть рынка РФ. С этим нужно считаться, особенно когда речь идет о системном ПО – поэтому в отечественной базе данных необходимо учесть обратную совместимость с наиболее распространенными на рынке прикладными предложениями. На практике это куда сложнее, чем на словах, поэтому данный вариант – не самый выигрышный. Тем паче, что качество отечественной продукции отнюдь не всегда еще на высоте. Будут ли производители российского "железа" тратиться на его усовершенствование? Вопрос открытый. Не факт, что это произойдет в условиях, когда компании будут вынуждены сузить свой выбор лишь до объемов отечественного ИТ-рынка. Зачем стараться, когда и так купят?!

Напомним, некоторым компаниям не приходится выбирать. Для них не стоит вопрос, с каким "железом" оставаться — они обязаны перейти на российское оборудование. Сейчас мы рассуждаем о том, насколько это выгодно коммерческим организациям, которые сами могут выбирать, что использовать. Вероятно, для них выбор в пользу локальных производителей будет логичен и выгоден, но лишь через определенное время. Пока их зарубежный парк относительно функционален, им нет смысла отказываться от него. Поэтому очень важно, насколько отечественное оборудование будет конкурентно западному. Что готовы сделать местные поставщики для качества своей продукции, чтобы мотивировать клиента покупать отечественное.

Кроме того! Внедрение нового поставщика в любом случае связано с возникновением дополнительных сложностей. Это могут быть особенности эксплуатации, отличия в управляющем программном обеспечении, изменения в интерфейсах и многие другие факторы. Отечественный производитель может увеличить эти сложности и вызвать настороженное отношение со стороны команды эксплуатации (по аналогии с прежней позицией по отношению к китайским производителям). Однако, отдадим должное, среди поставщиков есть и те, кто проявляет большую готовность к сотрудничеству и отзывчивость, как, например, компании REMer. Стоит отметить их достойную обратную связь, профессиональную поддержку, оперативную реакцию и готовность дорабатывать свои продукты на основании обратной связи от клиента.

А вы и пальцы за меня загибать будете?

Безусловно, можно послать все к черту. Поставить крест на самообслуживании и арендовать парк у стороннего лица. Dedicated Server (выделенный сервер) – это предоставление в аренду серверов, заранее установленных в дата-центре. Клиент получает полноценные административные возможности управления программными и аппаратными компонентами без ограничений доступа. Вы выбираете "железо", рассчитывая возможные нагрузки в будущем, а хостер размещает сервер в стоечном шкафу в дата-центре. Там на протяжении всего срока аренды провайдер обеспечивает бесперебойную подачу электричества и интернета к вашему оборудованию, поддерживает жизнедеятельность самого сервера, то есть постоянно следит за его техническим состоянием — не вышел ли из строя какой-нибудь из компонентов: жесткий диск, процессор, блок питания...

В случае необходимости, если на стороне клиента нет компетентного лица, которое могло бы взять на себя вопрос администрирования сервера, хостинг-провайдер может предоставить эту опцию как дополнительную услугу к аренде. Компании могут использовать серверы для хранения и обработки конфиденциальных данных, таких как информация о клиентах, финансовые отчеты, персональные данные и т.д.

Отныне вас не будут заботить гарантия, обслуживание, поиск нужных технических средств и решений. Вы будете формулировать задачу, а некто будет ее выполнять. Однако все проблемы, описанные выше, по сути, никуда не денутся, просто теперь ими будете озадачены не вы, а провайдер. Поэтому, как бы привлекательно ни казалось данное предложение, нет гарантии, что что-то где-то все равно не выстрелит.

Дорога в облака

Вариант, когда системы и приложения устанавливаются на удаленные серверы – станет для кого-то выходом. Компания отказывается от собственного физического парка, оформляет подписку и арендует мощности, получая к ним доступ через облачные технологии. Провайдер отвечает за безопасность и стабильность их работы. Вы более не отвлекаетесь на технические нюансы, имея возможность максимально сосредоточиться над собственными проектами. Клиент не несет затрат на покупку оборудования для серверной и на его обслуживание. Вопросы "железа" отныне его не интересуют вообще.

Пока переходить в облако готовы не все. Облачное хранение данных — популярно у малого и среднего бизнеса, особенно, если речь идет об удаленной работе и географически распределенных представительствах компании. Облака также выбирают растущий бизнес, для которого очень важно иметь возможность быстрого увеличения мощностей, а заниматься этим самостоятельно — нет времени и возможностей. Масштабируемость — один из неоспоримых плюсов работы с облаками.

Когда бизнесу крайне важна безопасность и конфиденциальность информации (например, при работе с персональными данными, финансовой отчетностью и интеллектуальной собственностью), часто выбор делается в пользу собственных ресурсов, какие бы технические проблемы это ни сулило. Однако время идет, для таких компаний находятся свои решения. Многие крупные клиенты стали переходить в приватные облака, при этом для подстраховки заводить второе — дублирующее облако. Это госструктуры, крупные коммерческие корпорации, финансовый сектор, перевозчики и так далее. Именно в ситуации, когда с "железом" все очень непонятно, это может стать по-настоящему разумным решением.

Чтоб работало

Есть ряд моментов, от которых никуда не деться при переходе с собственного "железа" в облако. Однако, как перефразируют известную поговорку спортсмены: дорожку осилит бегущий. Процесс миграции с устаревающего аппаратного обеспечения в облачные системы, несмотря на свою логичность, имеет свои тонкости и требует определенного времени. Для решения этих задач нужна хорошая работа команды поддержки со стороны поставщика облачных услуг. Впрочем она должна быть не только на этапе внедрения, но и сопровождать вас на всех ступенях сотрудничества.

Сегодня в России облачные провайдеры гарантируют высокий уровень отказоустойчивости и безопасности данных, обеспечивая регулярное резервное копирование, защиту от кибератак и исполнение норм конфиденциальности.

Выбирая для себя облако, вам стоит учесть нюансы нагрузки, среди которых объем для хранения данных, скорость обработки и доставки информации и наличие достаточного количества географических точек у провайдера. Это будет влиять на снижение задержки при передаче, что, по сути, — есть качество вашей работы.

Что касается стоимости: облачные системы выглядят дороже аппаратного обеспечения. Однако это так кажется лишь при переходе. Экономия проявляется за счет многих факторов. Облачные решения предлагают модель оплаты "по мере использования", а это позволяет контролировать затраты. Плата за облака рассчитывается на основе фактического объема потребляемых ресурсов, включая хранилище данных, вычислительные мощности и трафик. Как минимум, вам больше не надо будет содержать собственный технический парк и оплачивать работу сотрудников, поддерживающих его эксплуатацию. Вас вообще больше не должно волновать, импортное ли там "железо" или отечественное. Главное – чтобы работало.